Автор: Редактор сайта | 14.03.2015 | История

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле в верховьях реки Дон состоялась битва русского войска во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем и монголо-татарского войска под началом ордынского темника (военачальника, командовавшего «тьмою», то есть 10 000 войска) Мамая. Победа русских воинов в этом сражении считается началом освобождения Руси от монголо-татарского ига.

В Куликовской битве участвовали воины многих русских княжеств. Возглавил русское войско великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович, призвавший русских князей объединиться для борьбы за освобождение Руси. Перед битвой князь посетил Троице-Сергиев монастырь, где получил благословение святого старца Сергия Радонежского, игравшего выдающуюся роль в общественной и духовной жизни Руси того времени.

Битва началась поединком двух богатырей: с русской стороны был выставлен Александр Пересвет — монах Троице-Сергиева монастыря. Его противником стал татарский богатырь Темир-мурза (Челубей). Воины одновременно вонзили друг в друга копья, и оба погибли. После этого началось сражение, завершившееся разгромом монголо-татарского войска. Мамай, увидев поражение своих войск, бежал и вскоре был убит соперниками в борьбе за власть над Ордой.

Победа на Куликовом поле положила начало освобождению русских земель от монголо-татарского ига и их объединению, подняла авторитет Московского княжества как центра всех русских земель. После Куликовской битвы начался активный процесс объединения Руси, её зависимость от Орды стала ослабевать.

За победу на Куликовом поле великий князь московский Дмитрий Иванович был прозван Донским.

Первым памятником героям Куликовской битвы стала церковь на Куликовом поле. В Москве в честь событий 1380 г. были возведены церковь Всех Святых на Куличиках, а также Богородице-Рождественский монастырь (1386—1389 гг.), давший приют вдовам и сиротам ратников, погибших в Куликовской битве.

В 1848 г. на Куликовом поле был сооружен памятник в честь победы Дмитрия Донского над Золотой Ордой (архитектор А. П. Брюллов), а в 1913—1918 гг. — выстроен храм во имя преподобного Сергея Радонежского.

Память о Куликовской битве сохранилась в исторических песнях, былинах, повестях, самые известные из них: «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» (конец XIV — начало XV в.). В 1807 г. «Сказание о Мамаевом побоище» использовал русский драматург В. А. Озеров при написании трагедии «Дмитрий Донской». Великому сражению посвящен цикл стихотворений А. А. Блока «На поле Куликовом».

Куликовская битва нашла отражение в картинах художников ХIХ и ХХ вв. Самые известные произведения — «Князь Донской после Куликовской битвы» и «Утро на Куликовом поле» О. А. Кипренского; «Поединок Пересвета и Челубея» М. И. Авилова.

День Куликовской битвы считается одним из дней славы русского оружия, наряду с днями Ледового побоища, Бородина, Курской битвы и др.

В русском языке память о Куликовской битве сохранилась во фразеологизмах: мамаево побоище — так называют крупную ссору, драку, беспорядок, разгром; мамаево нашествие — так говорят о неожиданном появлении многочисленных и неприятных гостей, посетителей и т. п.

По материалам Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина